26.01.2023
Количество просмотров: 79
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается.
На что обратить родителям в речи ребенка:
• Достаточен ли словарный запас ребенка (словарь на бытовом уровне недостаточен для хорошего обучения в школе)
• Есть ли грамматические ошибки в устной речи ребенка (путает род, нечеткие окончания в прилагательных и существительных, замена/пропуск предлогов)
• Нарушение звукопроизношения.
• Может ли ребенок связно высказываться.
• Состоянием артикуляционного аппарата (на слабый артикуляционный аппарат указывают следующие признаки: частый открытый рот при просмотре телевизора, обильная саливация при разговоре, отказ от твердой пищи, нечеткая речь, не умение по подражанию выполнить легкие арт.упражнения).
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
1. Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
2. Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
3. Развивать словарный запас детей лучше по лексическим темам (а не вразброс): «Овощи», «Фрукты», «Семья», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и т.д.
4. Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.
5. Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
6. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.
Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения.
Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики. При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
от простого упражнения к сложному; выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут. Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
По всем вопросам можно обращаться к логопедам ДОУ через вашего воспитателя.
Статью подготовила: учитель-логопед Мурадян С.С.