20.10.2023
Количество просмотров: 92
Советы логопеда для пап и мам
Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.
Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.
На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах. Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.
Тренировка движений пальцев рук стимулирует развитие речи малыша. Пальчиковая гимнастика для детей трёх лет поможет малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит. Замечено, что пальчиковые игры помогают ребенку рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
Пальчиковая гимнастика "У кошечки нашей есть 10 котят", "Этот пальчик"
Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик дрова рубил,
Этот пальчик печку топил,
Этот пальчик кашку сварил,
Этот пальчик всю кашку съел, поэтому и растолстел: не ешь один 3 р. повторить
(на каждую строчку загибаем пальчик, начиная с мизинца.
Большой пальчик "ругаем" (указат. пальцем другой руки)
"Семья", "Дружба", "Осенние листья", "В лес пойдем мы погулять", "Апельсин", "10 птичек-стайка"
Если ребенок плохо выговаривает слова, говорит только первый слог, чудо-шарики су-джок дают отличнейший результат!
"Этот шарик не простой", "Шла большая черепаха", Я мячом круги катаю" и другие.
Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.
Признаки, при которых необходима консультация логопеда:
-маленький словарный запас ребенка; -недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков; затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова; -неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;
-недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения.
Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.
Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.
Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе - обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.
Статью подготовила: учитель-логопед Лебедева Г.А.