Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236005, г.Калининград, ул. Коммунистическая, 61а
  • +7 (4012) 69-82-85
  • ds114@edu.klgd.ru

Сведения

Как научить дошкольника выразительному чтению стихотворений

19.01.2023

Количество просмотров: 101


                       Как научить дошкольника выразительному чтению стихов.

Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом стихотворений, но и когда составляют рассказ, пересказывают текст. Они не могут запомнить текст, а если и рассказывают, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.
          Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки выполнять различные упражнения для речевого дыхания, отрабатывать произношение отдельных звуков, при проговаривании скороговорок, произношение скороговорок с разной интонацией.
Например, «Проворонила ворона вороненка». Надо произнести эту скороговорку выражая радость, грусть, злость, удивление, вопрос. Это целое искусство. Детям дошкольного возраста это очень нравится, они выполняют упражнения играючи, со смехом и радостью.
      При заучивании стихотворений с детьми, прежде всего, воспитатель ставит перед собой задачи:
1. Вызвать интерес ребенка к стихотворению (мотивация).
2. Помочь понять содержание произведения, объяснить непонятные ребенку слова, фразы.
3.Научить выразительно, с интонациями, паузами читать стихотворения. Научить правильно ставить ударение в каждом слове.
4. Воспитать любовь к поэзии.
     Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
     Все задачи должны решаться одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.
Методы запоминания использовать можно разные:
Визуальный метод.
Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Картинный план особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Можно построчно читать стихотворение и изображать то, о чем говорится. Рисовать может как взрослый, так и ребенок. Затем, по этой картинке вместе с ребенком несколько раз воспроизводите стихотворение. Через некоторое время опора убирается.
  Слуховой метод.
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» в них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться».
В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В этом возрасте популярны скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха».
В подготовительной к школе группе даются для заучивания сложные стихотворения, басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».
        Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, включать соответствующую музыку, свет или наоборот затемнение.
Статью подготовила: воспитатель Королева Л.А.














>