Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236005, г.Калининград, ул. Коммунистическая, 61а
  • +7 (4012) 69-82-85
  • ds114@edu.klgd.ru

Сведения

Экологическое воспитание детей по защите о охране водных ресурсов

12.04.2023

Количество просмотров: 146

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Всезнайки» МАДОУ ЦРР детский сад 114 в рамках природоохранной компании «Балтика начинается с малых рек» по защите и охране Водных ресурсов.
Проблема: в нашем мире одной из главных является проблема загрязнения окружающей среды. И именно сегодня мы решили поговорить о водной среде. А вы знаете, что это такое? Это все водоемы на нашей планете: океаны, реки, озера, пруды и даже лужи после дождя!
Для того чтобы объяснить детям, что организм человека состоит из воды, мы посмотрели презентацию и провели беседу о том, что: вода содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Именно поэтому, человек может прожить несколько дней без еды, но без воды невозможно выжить.

Доказав, что воды каждому человеку (и каждому живому существу) нужно много, мы задались вопросом: «А много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?». Взяв глобус, мы присмотрелись и увидели, что голубым цветом изображены моря и океаны. Ответ «Много» чересчур не понятен детям. Они слишком малы, чтобы проделать сравнительный анализ.
Для более понятного и наглядного объяснения мы взяли яблоко, сняли кожуру с четвертой части – это суша, остальные три четверти – вода.
Очень интересной и запоминающейся оказалась игра «Вода – не вода», в которой мы наглядно убедились, что вода умеет принимать разные формы и находиться в разных состояниях.

Можно ли использовать любую воду для наших нужд? Нет, потому что большая часть воды на Земле - это моря и океаны, которые заполнены  соленой водой. Если бы вся вода на планете помещалась в банку объемом 3 литра, то только половина стакана была бы пресной водой из рек и озер. Сохранить малые реки, моря и океаны - сегодня задача задач, особенно в городах. Воды живым существам нужно много, а на планете её явно недостаточно. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
И вот тут началась самая интересная часть нашей деятельности:
ОПЫТНО-Экспериментальная
Начали мы с ответа на вопрос: правильно ли мы расходуем воду? И как её сэкономить? Для ответа на эти вопросы, мы провели эксперимент, чтобы понять, как правильно использовать воду и как её можно сэкономить. Один ребёнок чистил зубы, как обычно, а другие дети подставили банку под кран, чтобы собрать воду, которая уходит впустую. Мы выяснили, что за время чистки зубов набирается около 3 литров воды. Затем другой ребёнок использовал только стакан воды для чистки зубов. Мы поняли, что так можно использовать гораздо меньше воды.
Всю воду, налитую в 3-х литровую банку мы не выливали, а оставили для полива комнатных растений.
ЕЩЕ один вопрос: Какая вода возвращается природе?
Мы провели эксперимент, чтобы понять, как правильно использовать воду и как её можно сэкономить. Многие люди думают, что не стоит экономить воду, потому что она почти полностью возвращается природе. Но это не совсем так. Мы провели имитацию загрязнения воды (добавили краску в стакан с водой, и мыло, и кусочки глины, и песок), чтобы показать, что вода, которую мы используем в домашнем хозяйстве, становится очень грязной и требует много работы для очистки. Вода, которую мы получаем из природных водоёмов, проходит очистку на специальных станциях, прежде чем поступить к нам в дома. Поэтому вода, которую мы используем, становится очень дорогой, и мы должны использовать её экономно. Кроме того, природа сама себе возвращает воду через Круговорот воды. Мы рассказали детям сказку о дождинке, которая хотела напоить дерево, чтобы объяснить им этот процесс.

В заключении мы решили поговорить и о нашем Балтийском море и реках впадающих и вытекающих из него! Это одно из холодных на планете, а еще оно очень красивое. В нем живут уникальные виды рыб и других животных, которые не встречаются нигде больше на Земле. (мы создали своими руками Красную книгу Калининградской области и поместили в нее уникальных животных и растения нашего края).
Основными вопросами, которые я задала детям, были:
-Почему наше море называется Балтийским?
-Как оно выглядело раньше?
-Пробовали ли дети на вкус морскую воду? Какая она?
-Морская вода голубая или серо-зеленая?
-Каким может быть море в спокойную и штормовую погоду?
Посмотрев презентацию, дети узнали, что Балтийское море возникло из ледника, что разные народы, живущие на берегах Балтики, по-разному его называют. Для германских народов это восточное море, для эстонцев - западное. Для балтов это их море, т.е. море они называют по названию своего народа, которое связано с понятием белый цвет.
Для разъяснения того, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него попало, мы провели опыт и добавили в один стакан сахар, а в другой соль, и попробовали на вкус.
Чтобы узнать «Чем пахнет вода?» мы взяли три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Понюхали их, затем капнули варенье в один из них и снова понюхали. Отсюда дети сделали вывод что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
На выходные каждому малышу было предложено с родителями при прогулке по морю, собрать коллекцию даров (ракушки, интересные камешки, кусочки, янтаря, водоросли, палочки, перья птиц и т.д).
Выйдя на прогулку, со всеми дарами, мы сложили все в тканевый мешок и стали играть в игру «Мешок ощущений» - вытаскивали из мешка объекты и на ощупь определяли, что это. У детей был восторг, и они поняли, что не всегда в жизни приходится полагаться на зрение, поэтому необходимо развивать в себе и все остальные чувства, которыми нас щедро наделила природа: слух, вкус, осязание.
В заключении мы рассмотрели кусочки янтаря. Чаще всего встречаются золотисто-желтые кусочки, а бывает янтарь разных цветов. Одни кусочки прозрачные, а другие тусклые, как бы наполненные дымом. Под увеличительным стеклом стало видно, что эту замутненность создают крохотные пузырьки. Они же образуют и самые фантастические узоры.
В конечном счете мы сделали вывод, что водная среда нашей планеты находится под угрозой. Мы слишком много загрязняем воду, выбрасываем мусор и отходы, которые попадают в реки и океаны. Поэтому очень важно беречь нашу водную среду и не забывать, что она нужна нам и всем живым существам на Земле.
Берегите воду и не забывайте, что она - наш общий ресурс!
Статью подготовила: воспитатель Шатилова С.А.


>