Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236005, г.Калининград, ул. Коммунистическая, 61а
  • +7 (4012) 69-82-85
  • ds114@edu.klgd.ru

Сведения

Сказкотерапия в младшем дошкольном возрасте

22.05.2024

Количество просмотров: 142

                 «Сказкотерапия в младшем дошкольном возрасте»
«Сказка - произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем.  
Л. Ф. Обухова
Сказкотерапия – это раскрытие внутреннего и внешнего мира ребёнка. Сказкотерапия имеет следующие определения:
1.Это процесс переноса сказочных символов в реальность;
4. Это возможность снижения  уровня тревожности и агрессивности;
5. Это развитие умения преодолевать трудности и страхи;
6. Это терапия особой сказочной обстановкой;
7. Это выявление и развитие творческого потенциала ребёнка;
8. Это возможность взаимодействия и укрепления союза «Ребёнок-родитель», «Ребёнок-педагог».
Сказкотерапия несёт в себе действительно очень значимую пользу, а именно:
-  позволяет расширять знания ребенка о нем самом и об окружающем мире;
- помогает обогащать внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
- может помочь найти  ребёнку выход из проблемной ситуации (или трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками);
- корректирует поведение и развитие речи ребёнка;
- стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие ребёнка;
      Занятия по сказкотерапии в детском саду, могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями сказки. Главный герой в таких сказках (сюжетах) очень схож с конкретным ребёнком.  Ребенок с легкостью сможет попробовать соотнести себя с героем сказки, ведь со стороны  поступки можно увидеть намного лучше. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности, ребенок увидел выход из какой-либо сложившихся ситуаций его жизни.
Сказки для сказкотерапии. Какие выбрать?
Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:
- бытовые сказки («Каша из топора», Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
- героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей» и пр.);
- поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавль» и пр.);
- волшебные сказки («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.).
Если возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.
Содержание этапов сказкотерапии:
1. Ритуал «входа» в сказку»    
На данном этапе можно сделать коллективное упражнение. Например, взяться за руки или передавать друг другу мячик. Позитивный настрой на начало занятия действительно важен.
2. Повторение    
Необходимо вспомнить о том, что вы делали в прошлый раз и какие выводы были сделаны. Что новое узнали?  И чему научились?
В данном случае, педагог или родитель, задает детям наводящие на рефлексию вопросы. Что они помнят, о чём говорили в прошлый раз, и как им это могло помочь.
3. Расширение    
Расширять представления ребенка о чем-либо.
Педагог/родитель рассказывает или показывает детям новую сказку. Задаёт вопросы:
- хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо герою из сказки и пр.
4. Закрепление    
Для ребёнка, в первую очередь, проявляются новые качества личности, а также ребёнок приобретает новый опыт.    
Родитель/педагог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, перевоплощения и др.
5. Интеграция    
Вероятность связать новый опыт с реальной жизнью. Педагог/родитель анализирует совместно с ребятами, в каких обстановках и ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт/навык, который пробрели на занятии.
6. Ритуал «выхода» из сказки»    
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Педагог/родитель  говорит: «Мы берем с собой все нужное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Сказкотерапия даёт результат при работе с детьми, потому что:
1) В дошкольном возрасте восприятие сказки становится невероятной силой притяжения, позволяющей ребёнку свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и воображение. Это еще и своего рода действительность, которая позволяет выходить за рамки обыкновенной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и эмоциями и в доступной для понимания ребенка, сказочной форме, и постигать взрослый мир чувств и переживаний.
2) У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. А именно - это процесс эмоционального объединения себя с другим персонажем и присвоение его норм, ценностей как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, а также поддержка его возможностей и веры в себя.
     Таким образом, возможности сказкотерапии при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в образовательной деятельности, а также и в свободной деятельности. Сказка для ребёнка — это игра и  волшебство. В ней не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, сказочной атмосферы.
Во второй младшей группе «Пчёлки» ребята с педагогом начали знакомство с сказкотерапией. На примере вводного занятия разберём, как это было.

Этап 1 –  ритуал вхождения в сказку:
«Волшебный мяч». Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или же в сказочное существо. Ребята протягивают руки к волшебному мячику и  закрывают глаза. Педагог предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и проговорить о том, что это дает им волшебную силу, которая позволяет им превратиться в задуманного героя. Вслед за этим предлагаем рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героев, что они любят, а что не любят. Каждый ребенок должен показать, как передвигается и разговаривает их герой.

Этап 2  - повторение
В данном случае, так как занятие вводное, мы можем предложить детям провести рефлексию  о том:
-какие сказки мы помним?;
- каких персонажей?;
-какие добрые дела из сказок детки могли запомнить?;
Возможно, у кого-то есть любимая сказка, благодаря которой, ребёнок научился/узнал что-то новое.
В дальнейшей перспективе занятий, совместно с детками мы  будем рефлексировать по сказке, которую брали за основу на вводном занятии (В. Осеева « Кто глупее?»).

Этап 3 – расширение
Детям предлагается принять решение или предложить выход  из создавшейся ситуации.
Воспитатель: Ехал как – то богатырь по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь. Налево пойдешь – сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь».
Детям задаются  вопросы: какую же дорогу выбрал богатырь? почему он ее выбрал?

Чтение сказки В. Осеевой « Кто глупее?».
Данная сказка  показывается с помощью пальчиковых кукол.
Жили – были в одном домике мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, и цыпленок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки, хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:
- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Есть глупее меня, - говорит пес и на Таню показывает. Услыхала Таня.
- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня – сзади него нет никого.
« Неужели я самый глупый из всех?» - подумал Ваня.

Вопросы по сказке:
1.    Как вы думаете, о чем данная сказка?
2.    Почему утка Устинья решила не обижать цыпленка Боську?
3.    Как вы считаете, кто же глупее и почему?
4.    С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
5.    Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
6.    Ребята! Чему вас может научить данная сказка?
Ответив на вопросы, дети должны постараться разыграть данную сказку.
В младшей и средней группе воспитатель будет приходить на помощь, чтобы дети не растерялись. В старшей/подготовительной группе ребята уже могут пробовать разыгрывать сказки самостоятельно, изначально распределив роли между собой.

Этап 4 - закрепление
Ребята совместно с педагогом подходят к волшебному мячу, дотрагиваются до него и вспоминают главных героев услышанной ими сказки В.Осеевой «Кто глупее?». После того, как ребёнок называет героя сказки, ему необходимо ответить на главный вопрос «Какой он, этот герой?». Почему именно его назвал ребёнок? Благодаря каким качествам ребёнок выбрал определённого героя?

Этап 5 – интеграция
Воспитатель подводит итог занятия. Совместно с детьми вспоминается  последовательность происходившего. Не стоит забывать  о значимости подчеркивания приобретенного опыта и его связи с действительностью.

Этап 6 – ритуал выхода из сказки
Дети садятся вокруг столика с волшебным мячиком, протягивают к нему руки и закрывают глаза. Тем временем воспитатель произносит следующие слова:
«С собой вы возьмите все самое важное, что вы узнали сегодня. Раз, два, три, четыре, пять – из сказки выходи скорее играть!»

Статью подготовила: воспитатель Матюшина Екатерина Андреевна





>